Смотрины

 

Н. П. Петров. Смотрины невесты. 1861

Через 1-3 дня после официального сватовства отец невесты наведывался в дом жениха с целью осмотра хозяйства (погляды, двороглядение, в Тульской губернии — «смотреть колушки»). Если у девушки не было отца, то осмотром хозяйства занимался старший брат, дядя  - одним словом, глава семьи невесты. Иногда отца сопровождали мать невесты, крестная. Приезжали обычно днем на выездных лошадях, запряженных в хорошую повозку. Приезд гостей обставлялся довольно торжественно. Гостям показывали дом, двор, скот, зерно в амбарах, овин, гумно, даже одежду будущего зятя, угощали праздничным обедом, рассказывали семейные предания, старались показать себя и свою родню с лучшей стороны.

Больше всего в хозяйстве жениха ценилось обилие скота и хлеба.  Интересовались домашней утварью, в первую очередь медной посудой, очень ценимой в русских деревнях. Результаты осмотра сказывались на окончательном решении семьи невесты. Если хозяйство жениха приходилось по душе, то осмотр заканчивали застольем. В противном случае за стол не садились.

 Хозяйство осматривали очень тщательно, т.к. отец невесты с ее чувствами мог не считаться, но будет ли девушка сыта в новой семье, не придется ли ей краснеть перед другими — это был вопрос родительской чести. Недаром перед венцом, вручая дочь жениху, отец говорил: «Пой-корми сытно, одевай честно».

 Осматривалось не только хозяйство, но и общие условия жизни жениха. Так например, был случай, когда жениху отказали из-за того, что будущая свекровь была слепа в свои 46 лет, а значит молодой пришлось бы долгие годы за ней ухаживать.

 Если увиденное не понравилось родным невесты, то, посовещавшись в сторонке, они говорили хозяевам: «Спасибо за хлеб-соль, домой пора». А если были всем довольны, то при отъезде приглашали: «Все у вас хорошо, все нам нравится, и, если мы вам нужны, приезжайте к нам».

 Если родители невесты были довольны хозяйством жениха, то они приглашали родителей жениха на смотрины невесты. Смотрины устраивались в доме невесты примерно через неделю после официального сватовства. Главной смотрительницей являлась матушка жениха, либо близкая родственница. Она же несла ответственность за «качество» невесты и сообщала о результатах осмотра жениху. Кроме того, смотрительница проводила «тестирование» будущей невестки, проверяя ее нрав всякими каверзными вопросами.  В XVI-XVII веках обряд смотрин несколько видоизменился, и в нем стал принимать участие и сам жених.

Смотрины невесты — это, собственно, знакомство с девицей и выяснение, нет ли у «товара» каких-либо дефектов. Обряд происходил следующим образом. В горницу впускали будущую невесту, наряженную в лучшее платье, и оглядывали ее со всех сторон.

 Наряд невесты, как правило, включал в себя: расшитую рубашку, шелковую ферязь, шелковый цветной пояс с золотыми кистями, жемчужные ожерелья, жемчужные серьги, сафьяновые башмачки, белые узорчатые чулки.

Невеста три раза низко кланялась сначала сватам, затем всем присутствующим: «Здравствуйте, сват и сватушка и вся честная беседушка!» Потом родителям: «Здравствуйте, матушка и батюшка и вся честная беседушка!» Посватавшийся парень подходил к девушке и спрашивал: «Как вас зовут?» Она называла свое имя и отчество. Удовлетворенный ответом будущий жених садился на лавку, а один из приехавших гостей спрашивал ее: «Ну-ка, невеста, умеешь ли прясть?» Она брала прялку и показывала, как умеет прясть. Ее могли просить пройтись по избе, несколько раз повернуться на месте. Девушки пели песню, в которой хвалили будущую невесту и ее родителей.

Между тем девушка демонстрировала не только свои внешние данные, но и характер, а также должна была показаться хорошей хозяйкой. Девушка выносила на показ также предметы, изготовленные собственными руками, иногда ее заставляли показать, насколько ловко она справляется с домашними хлопотами.

Главным достоинством считалось молчание. В северных областях на лице у девушки было покрывало, и увидеть ее лицо удостаивался чести лишь отец  жениха.  Если после этого отец жениха целовал невесту в обе щеки, это означало, что девушка пришлась ему по вкусу.

 Свое недовольство женихом могла выразить и просватанная девушка. Она давала это понять, выходя к гостям вторично, переодетая в будничную одежду.

 Чтобы скрыть какой-то физический недостаток будущей невесты, часто вместо нее выводили под покрывалом подругу, служанку или сестру девушки. Обман раскрывался лишь в день венчания. Родственники жениха в таких случаях могли обратиться к духовенству, после тщательного разбирательства брак иногда признавался недействительным. Правда, бывало такое редко, и обманутый муж в знак протеста начинал бить молодую жену, пить горькую, а то и вовсе мог отправить ее в монастырь.

 За обман часто приходилось расплачиваться жизнью. На Руси девушка, которую не брали замуж, считалась не просто «белой вороной», прослыть старой девой было стыдно и противоестественно. Именно поэтому родители старались выдать своих дочерей замуж даже с помощью подобного обмана.

 Если жених не присутствовал на смотринах, то в ближайший после смотрин воскресный день ему позволялось в сопровождении свата или родни приехать в гости к невесте. Как и во время смотрин, невеста появлялась перед женихом с закрытым лицом, всем своим видом выражая недовольство предстоящей свадьбе. Иногда вместо невесты подружки приводили другую девушку, не похожую на невесту. Как правило, сват сразу же обнаруживал подмену и требовал привести настоящую невесту.

После смотрин, перед тем как невеста появлялась на глаза жениху, перед иконой зажигалась свеча, на которую невеста бросала свой головной платок, стараясь её потушить. После этого лицо девушки закрывалось другим платком, который был завязан особенным образом — два конца платка завязывались на спине, а остальное накидывалось на лицо. Жених мог убрать платок, после того как невесту приводили к нему, чтобы увидеть её лицо. После этого мать невесты давала жениху стакан с медовым напитком. Если невеста жениху нравилась, то он выпивал его до дна, если нет — делал глоток и возвращал обратно.

Благополучные смотрины завершались «пиром хмельным». Вино привозил отец жениха, родители невесты ставили на стол закуски. Застолье традиционно сопровождалось исполнением шуточных песен. По окончанию пира подружки невесты сопровождали жениха до самого его дома. В ответ жених должен был пригласить их в избу и угостить.

В некоторых областях существовал обычай залога. Если стороны договаривались о свадьбе, но она по каким-то причинам откладывалась (посватались весной, а свадьбу назначали на осень, чтоб «было кому работать»), то жених оставлял в залог какую-то ценную вещь, например, тулуп. Если до свадьбы жених передумывал, то залог оставался в семье невесты.

Источник